Поиск Войти
Выбор региона
Кабардино-Балкарская Республика

Лента новостей

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова Виктора Викторовича на семинаре-совещании председателей советов судей судов и субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова Виктора Викторовича на семинаре-совещании председателей советов судей судов и субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов

Деятельность советов судей судов и субъектов Российской Федерации по обеспечению независимости и авторитета судебной власти и эффективности правосудия в Российской Федерации

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

В конце прошлого года состоялся X Всероссийский съезд судей, на котором были утверждены основные направления формирования социально ориентированного правосудия и задачи по совершенствованию статуса судей, независимости судебной власти, повышению качества и эффективности правосудия. Совет судей Российской Федерации уже приступил к реализации принятых постановлений. И мои коллеги, несомненно, подробно расскажут о проводимой работе в своих выступлениях.

При обсуждении вопроса о повышении эффективности и качества правосудия обычно подразумевается комплекс мер, направленных на совершенствование судебной системы как единого организма, что, конечно, справедливо. Но даже в таком всеобъемлющем взгляде мы никогда не упускаем из вида важнейшую составляющую системы – центральную фигуру судьи.

Судья – это тот участник, без которого судебная система не может существовать. Во многом именно его компетенция, интеллектуальный диапазон, ответственное отношение к делу, котором он занят, личные моральные качества судьи и формируют авторитет судебной власти, делают ее эффективной или наоборот.

И судьи в первую очередь – это люди, действующие в тех условиях, которые им были созданы. В связи с этим главная задача органов судейского сообщества состоит в том, чтобы создавать необходимые условия, которые будут направлять действия конкретных судей в русло принятия качественных решений, способствовать укреплению атмосферы нетерпимости коррупции и упрочению высоких моральных стандартов, а также снижать нагрузку на судей, будут обеспечивать гарантии неприкосновенности и при этом неотвратимость ответственности за совершение нарушений дисциплинарного и этического характера. Только реализация подобных мер в совокупности может повлиять на укрепление и повышение авторитета судебной власти.

Одним из важнейших условий осуществления эффективного правосудия является обеспечение судьи всеми необходимыми для этого ресурсами. Важнейшим ресурсом как в жизни, так и в работе является время. Не один год велась разработка методики оценки нагрузки на судей и работников аппаратов судов. И, думаю, вам известно, что уже разработан проект закона о нормах нагрузки судей и работников аппаратов судов. Не только равномерное распределение дел, но и снижение общей нагрузки будет предоставлять возможность судье более детально и внимательно рассматривать каждое дело, вникать в его суть, а кроме того, профессионально совершенствоваться, уделяя внимание изучению новых нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и иных научных и практических материалов.

Достаточное материальное обеспечение деятельности судов является также важным фактором и гарантией качественного правосудия. И здесь хотелось бы особо уделить внимание мировым судьям. Во многом их условия работы зависят от региональных органов власти. С 2018 года действует порядок, в соответствии с которым является обязательным взаимодействие советов судей субъектов РФ с региональными исполнительными органами власти при разработке проекта регионального бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей, в том числе невозможность снижения финансирования без получения согласия судейского сообщества.

Однако в настоящее время для обеспечения работы аппарата мирового судьи этой меры недостаточно, в связи с чем судейским сообществом и Верховным Судом в Государственную Думу РФ внесен законопроект, направленный на установление нового порядка формирования структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи. Будет предусмотрено обязательное взаимодействие органов власти субъектов Российской Федерации с соответствующими региональными советами судей при определении структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи. Это позволит избежать ситуаций необоснованного сокращения численности аппарата, что повысит качество работы мировой юстиции. Аппарат суда − это фундамент судебной системы, это люди, которые впоследствии часто становятся судьями, и недопустимо пренебрегать их положением и условиями труда.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что для региональных органов власти обеспечение полноценного функционирования и создания необходимых условий работы мировых судей является не правом, а обязанностью. И органы судейского сообщества должны проявлять больше внимания и настойчивости в случаях, когда имеется угроза ухудшения условий работы. Вы знаете, что мировая юстиция является самой загруженной, мировые судьи рассматривают около 80% всех дел в России, при этом средняя нагрузка на одного мирового судью составляет более 400 дел в месяц. Мировая юстиция является важной частью отечественной судебной системы и при этом одной из самых уязвимых. Поэтому мы должны с большим вниманием и ответственно участвовать в обеспечении деятельности мировых судей.

Комиссией Совета судей РФ по связям с советами судей субъектов РФ продолжается работа по сбору и анализу информации об опыте региональных советов судей по взаимодействию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при разработке проекта бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, а также по разрешению проблемных вопросов, связанных со служебной нагрузкой мировых судей на судебных участках. Эти вопросы находятся под пристальным вниманием Совета судей РФ.

Также, кроме повышения гарантий финансирования работы мировой юстиции, требуется решение вопроса формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. В июне 2022 года Верховным Судом был внесен в Государственную Думу законопроект, предусматривающий обязательное использование на всех судебных участках мировых судей единых программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства. После вступления закона в силу регионы лишатся возможности самостоятельно определять развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры мировой юстиции, эти вопросы будут переданы в ведение Судебного департамента при Верховном Суде. Единое программное обеспечение всех судов позволит не только повысить доступность правосудия, уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, но и будет способствовать более высокой информационной безопасности.

Авторитет судебной власти зависит не только от качества работы судебной системы, но и от формируемого в средствах массовой информации имиджа правосудия. СМИ играют большую роль в формировании у граждан восприятия судебной системы, доверия и уважения к суду. Утвержденная Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы направлена на достижение гармоничных отношений судебной власти и общества, открытости и гласности судопроизводства, совершенствование способов доступа к информации о деятельности судов, а также на объективное освещение деятельности судов в СМИ.

Уже становится хорошей традицией проведение Всероссийского конкурса пресс-служб судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Возможность поделиться опытом, узнать о лучших практиках, разобрать сложные вопросы взаимодействия со СМИ позволяет улучшать уровень открытости и гласности судопроизводства. Также Комиссия Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации в целях развития коммуникации судебной власти и СМИ, взаимодействия органов судейского сообщества с институтами гражданского общества, а также формирования положительного имиджа судебной системы и роста уровня правовой культуры участвует в подготовке Форума современной журналистики «Вся Россия» и в текущем году.

Своевременное, квалифицированное, объективное информирование общества о деятельности судов способствует повышению уровня правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, является гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивает общественный контроль за функционированием судебной власти. В том числе и открытое судебное разбирательство играет важную роль в вопросе доверия общества к суду.

Принципы открытости и гласности можно справедливо отнести и к работе органов судейского сообщества. Отбор судей, сдача кандидатами квалификационного экзамена, назначение судей и привлечение их к ответственности – все эти процессы не должны проходить за закрытыми дверями. Чем прозрачнее наша работа, чем больше информации публикуем в открытом доступе, тем меньше у общества возникает подозрений о недобросовестности и несправедливости принимаемых органами судейского сообщества решений.

Но возникает вопрос о допустимых границах открытости. Если вернуться к основной мысли, прозвучавшей в начале выступления, то главным лицом правосудия являются конкретные судьи. Во многом судьи ограничены в возможности открытого взаимодействия с общественностью. Так, они лишены возможности выражать свое мнение в отношении политических и общественных процессов, давать оценку работе своих коллег, правовой системе и правосудия в целом.

Судья не может публично обсуждать решения других судей, но может ли он пояснять свои собственные? В некоторых случаях это могло бы стать позитивной практикой, так как граждане не обладают необходимым уровнем юридической подготовки, чтобы понимать основания вынесения того или иного решения. Обстоятельства дела могут выглядеть совершенно иначе, если не знаешь тех норм и ограничений, которые установлены на законодательном уровне, вследствие чего общество может воспринимать решение или приговор несправедливыми, хотя они будут соответствовать всем нормам материального и процессуального права. Судья или пресс-служба суда должны не просто публиковать общие данные о том, какие дела были рассмотрены, а возможно и более простым языком разъяснять суть дела и причину вынесения именно такого решения.

Также видится необходимым проводить для впервые назначенных на должность судей консультации или информирование в ином формате с целью разъяснения тех границ открытости, которые позволят обеспечить безопасность в соответствии с Кодексом судейской этики и выполнить обязательства по поддержанию независимости и беспристрастности, достоинства и укрепления доверия к судебной власти.

Отдельное внимание органам судейского сообщества стоит уделять активности судей в социальных сетях. Для социальных сетей, как и для всего Интернета в целом, характерны широкая доступность, длительное хранение информации, легкость распространения любых данных. Любые сведения, размещенные судьей в Интернете, немедленно становятся доступными для широкого круга лиц. Частная жизнь автоматически становится публичной. В связи с этим от судьи при использовании им социальных сетей требуется внимательность, осмотрительность, ответственность, сдержанность. Ничто из размещаемых им данных не должно стать причиной обвинений в необъективности, не должно вредить авторитету судебной власти.

Не только размещение фото- и видеоконтента, информации в форме текста, но и даже одобрение в форме «лайка» при пересылке информации в конкретной ситуации подходит под определение выражения судьей своего мнения. В связи с этим необходимо предварительно анализировать свое поведение с той точки зрения, как это может быть воспринято обществом, так как общество, к сожалению, не отделяет личную жизнь судьи от его публичной деятельности. И в итоге любое действие судьи воспринимается как действие представителя власти.

Совет судей Российской Федерации в настоящее время разрабатывает правила поведения судей в Интернете и социальных сетях. Предназначением этих правил будет являться помощь назначаемым и действующим судьям в определении допустимого поведения с целью предупреждения нарушения Кодекса судейской этики.

Суды могут улучшить общественное восприятие правосудия, своевременно давая понятную информацию о характере судебного разбирательства, об этапах процедуры, о последствиях судебных решений и возможности примирительных процедур. Вчера на заседании Президиума Совета судей мы обсуждали необходимость размещения как минимум базовой информации о работе суда и в социальных сетях. Это позволяет приблизить правосудие к гражданам, повышает открытость и доступность. Однако в этом вопросе, как и в вышеперечисленных, критическим остается вопрос кадров и нагрузки. И аппарат суда, и судьи испытывают огромное давление не только от высоких требований и ответственности, но и от огромной нагрузки, в связи с которой такой вопрос, как освещение деятельности, уходит далеко на второй план. Мы конечно это понимаем и принимаем во внимание. Но стремление к совершенству – это та базовая сила, которая обеспечивает прогресс во всех сферах жизни, и правосудие не является здесь исключением.

В помощь судьям и аппарату судов должны служить современные компьютерные технологии. Комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации деятельности судов ведется работа по сбору и обобщению предложений, поступивших от советов судей субъектов в целях исполнения Концепции информатизации судов и системы Судебного департамента до 2030 года, а также проработки вопроса создания суперсервиса «Правосудие онлайн» в рамках мероприятий национальной программы «Цифровая экономика». В комиссию поступило более 80 предложений, все они не останутся без внимания. Так, совершенно справедливы предложения по совершенствованию отправки судебной корреспонденции в электронном виде посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, расширению использования системы межведомственного электронного взаимодействия, выдачи исполнительных документов в электронном виде. По этим и другим предложениям работа будет продолжена.

Актуальными остаются вопросы обеспечения судов современной техникой, внедрения суперсервиса «Правосудие онлайн», интеграции мировых судей в единое информационное пространство, выдачи исполнительных документов в электронном виде, организации системы хранения данных, интеграции судебной системы с федеральными органами исполнительной власти, расширения возможностей работы сайтов судов, технической поддержки. Особого внимания заслуживает работа по обучению работников судов, в настоящее время продолжается разработка методических рекомендаций с целью обучения работников судов в доступной форме возможностям ГАС «Правосудие» по вопросам организации межведомственного электронного взаимодействия, работы с исполнительными документами, электронными заказными письмами и другим. Кроме того, необходимо проводить комплексную работу по информированию населения о возможностях подачи исковых заявлений посредством сервиса «Электронное правосудие». Новые технологии должны повысить доступность правосудия без ущерба правам и свободам граждан, а значит в том числе такие системы должны быть понятными и удобными для пользователей. 

Автоматизация многих процессов в работе аппарата суда позволит снизить нагрузку, высвободить время для более важных задач, будет способствовать повышению эффективности правосудия. 

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что основная роль советов судей состоит в создании необходимых условий работы судей для отправления ими эффективного и качественного правосудия. Даже при реализации мероприятий по противодействию коррупции или при работе дисциплинарных комиссий наши функции не должны ограничиваться  контролем и привлечением к дисциплинарной ответственности судей. Наша деятельность, скорее, должна быть направлена на помощь судьям, оказание превентивного действия, профилактического воздействия, способствовать недопущению нарушения законодательства и Кодекса судейского этики.

Главная оценка работы судьи – это доверие общества, признание авторитета, уважение к судебной власти. Наша же задача – обеспечить судью всеми необходимыми ресурсами для отправления правосудия, создать благоприятную профессиональную почву, в которой судьи могут развиваться и совершенствоваться в своей профессии.

Уверен, в наших силах сделать все необходимое для того, чтобы в работе судьи преобладал напряженный интеллектуальный труд, требующий постоянного поиска новых форм и методов с учетом новых условий социальной действительности.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Кабардино-Балкарской Республики

Вход

Забыли пароль?